?

Log in

О мистериальных играх - Нолдорская казарма [entries|archive|friends|userinfo]
Тинкас

[ website | Барад Эйтэль ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О мистериальных играх [Jul. 13th, 2004|02:02 pm]
Тинкас
[Tags|]

Сейчас в какую игру не плюнь - попадешь в игру мистериальную. Очень популярное словечко, и понимает под ним каждый свое. Ну так вот, я свое мнение оглашаю.
1. Мистериальная игра (МИ) - это игра, включающая в себя мистерию. Мистерия есть игровой момент, который должен вызвать в игроке или в персонаже "момент прорыва". Можно употреблять иные термины (катарсисы всякоразные) - суть от этого не поменяется. При этом надо помнить, что раз игра должна быть мистериальной - на ней ОБЯЗАНА состояться мистерия.
2. Из пункта один вытекает, что МИ бывают двух видов - ориентированные на игрока и ориентированные на персонажа. Тип первый - самый простой для игротехники, он не требует от игрока НИЧЕГО. На самом деле, это скорее сеанс у психоаналитика. Яркий пример таких игр - это игры известной Лоры. Персонаж игрока неважен - мы работаем с человеком. И человек же должен выдать на-гора результат работы. Памятный разговор перед ЗаРаем - "кто поймет - пойдут в монастырь".
Тип второй сложен тем, что требует от игрока глубокого погружения в роль. Практически, в этой ситуации игротехники обязаны работать не с более-менее понятным им В.Пупкиным, а с нолдо Нурофеном, реакции которого для человека должны быть малопонятны и труднопредсказуемы. И психопользы от таких мистерий мало - по игроку-то не проезжались, разве что на отлете зацепило его, болезного...
Мистериальные игры "по Толкину" возможны только при использовании второй модели. Иначе это будет не "по Толкину", а "по Скади", "по Тинкасу" et cetera. Возможно, в тех же "исторических мистериалках" ситуация та же - я на эту тему не задумывался.
3. "Момент прорыва" на МИ "по Толкину" практически всегда связан с проявлением Врага. Либо этот Враг физический - "Хурин и Моргот", либо это воздействие Врага - "феаноринги в Дориате". Рассмотрим пример один. Хурин может сколь угодно глубоко вролиться в своем Дор-Ломин - это не приведет к прорыву. Для прорыва нужен толчок. Нужен момент выбора, черта, которая отделит "правильно" от "неправильно". Нужен Враг. Не будет Врага - не будет прорыва. Поэтому на таких играх самое важное - это грамотный Враг. Потому что этот Враг должен глядеть на Пупкина - и видеть Нурофена. Работать с Нурофеном. И Нурофен должен видеть не ребят из игротехников, а слуг Врага. А эти самые игротехники - это жрецы мистерии. Они обслуживают иницианта, они дают ему возможность уйти в небо, при том что сами они такой возможности априори лишены.
Пример два сложнее для игротехники, потому что оба конфликтующих блока однозначно игровые. Впрочем, всегда можно использовать "ключевых агентов". Но это разговор особый.
Исходя из всего вышесказанного, я утверждаю - в случае провала Темного Блока мистерия состояться не может.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: princess_dragon
2004-07-13 10:27 am (UTC)

весьма логично.

.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: celebnor
2004-07-13 10:48 am (UTC)

О...О...О...

Я понял, ну наконец-то я тебя понял, ты Великий Гуру - философ (мой дедушка еще говорит хвилосов). Пишешь ты все правильно и теоретическая база хороша, только в твоей системе не учтен очень важный момент, а именно человеческий фактор, который всегда вносит свои коррективы. Это я как практик, философу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2004-07-13 10:50 am (UTC)

Re: О...О...О...

Покажи мне, о практик, где именно я его не учел. И, коли убедишь меня, скажу я "amor fati" или что-нибудь в том же духе и бестрепетно отправлюсь на заклание на алтаре ролевиков-мистериальщиков.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: tauriel
2004-07-13 10:57 am (UTC)

Хорошо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2004-07-13 11:15 am (UTC)

:-)

Схема примитивна. Надо как-нибудь сесть и записать все это в нормальном виде - вкупе с мыслями о нетолкиновских ТБ и Сатале Кето.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elentir
2004-07-13 11:00 am (UTC)
А можно вопрос почти дилетанта?
По-твоему, получается, что Враг, общение с которым и составляет для Героя мистерию, непременно должен быть игротехом. Но вот, имхо, на том же "Последнем Шаге", где феаноринги были вполне игроками, атмосфера именно такой мистерии, как ты ее описал, в Гаванях была вполне и вполне. И для феанорингов тоже. Хотя, разумеется, Врагом с большой буквы они были весьма опосредованно, а уж мы для них - и подавно. Имхо и имхо, игра и жесткий сюжет теоретически вполне сочетаются и без огромного количества игротехники.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2004-07-13 11:12 am (UTC)
Враг должен быть игротехом. Иначе игрок, играющий Врага, сойдет с ума.
Моя схема примитивна до крайности. Многие тонкие моменты я не рассматривал - и четко разграничивал "игры с глубоким вролингом" и "мистерии". Это разные вещи.
Что до жесткого сюжета - мистерия "по Толкину" его подразумевает. И без жесткого соответствия сюжету такая мистерия, ИМХО, невозможна.
Рассмотрим как пример Обезьяну - и попадание в плен Фингона. Игротехнически из такой ситуации можно выкрутиться десятью способами - но никакой мистерии уже не будет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jeff_kari
2004-07-13 11:20 am (UTC)
Элентир. Тинкас имеет ввиду игротехнический темный блок. Феаноринги они все же не ТБ...
Однако я как не понимал так и посейчас не понимаю, что же такого нечеловеческого и загадочного в реакции нолдор... Что в ситуации с их Исходом, что в походе через льды, что в иных случаях. Вот с тем, что это реакция не современных людей, это да...

Джеффри.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: naiwen
2004-07-13 03:38 pm (UTC)
А как быть, скажем, с сюжетом "Нарн"? Игротехники-орки, бегающие по полигону, это, имхо, не тот Враг, который может обеспечить указанный "момент прорыва" для большинства ведущих игроков. Стало быть, здесь указанная схема не работает.
А то, что "темный блок" на мистериальных играх должен быть игротехническим - уже, кажется, все основные мастера, делающие такого рода игры, согласились. Другое дело, что тут какая-то патовая ситуация - сколько блинов не пеки, все комом.:(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eglenn
2004-07-13 07:19 pm (UTC)
От людей зависит, от людей. Мало людей , подходящих всем условиям , необходимым в темном блоке, и при том готовых пожертвовать собственной игрой ради работы на мистерию.
Почему на Последнем Шаге темный блок сработал на ура? Потому что там практически ВСЕ были опытными , самодостаточными, знающими свое место в команде игроками, а новичков там было раз-два и обчелся.
Почему сейчас вот, на ДБ, произошло столько косяков? Потому что больше половины команды оказались посторонними людьми, бакланами, разгильдяями, не читавшими к тому же Толкина, а из остальных - опытными темными игротехами были только я и Кира ( тоже , хм... не самый надежный человек... ) ; плюс четыре девочки-перворазницы... Кому повезло на личное общение - тех "обслужили" нормально. Арфинг Дима и маленькая синдэ, тесно общавшиеся со мною, недовольства не проявляли, а совсем даже наоборот.

Все закономерно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tincas
2004-07-13 08:00 pm (UTC)
Работает. Просто в действие вступает Враг непроявленный. Собственно, вариант два, который выше я рассматривать не стал.
"Момент прорыва" будут обеспечивать не орки. Этот самый момент прорыва вообще, имхо, немногие получат. Ибо данная квэнта линейна и героична.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ronya
2004-07-13 06:00 pm (UTC)
А как быть с сюжетами, где вообще нет взаимодействия с Врагом? Там тоже возможно то, что ты называешь "моментом прорыва", честное слово :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2004-07-13 08:02 pm (UTC)
Возможно. Но подобный момент невозможен в отыгрыше жизни мирной. Опять же - если интересно, могу развить мысль. А в жизни немирной будет Враг непроявленный.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: doe_john
2004-07-13 07:07 pm (UTC)
*Старый язвительный /me выползает из-под коряги*
Берем простой пример: эпизод с уходом Финрода и Берена из Нарготронда. Момент "прорывной" донельзя. И где там присутствие Врага?

Все, что сказано выше, во многом правильно с одним "но" - это самый простой и тривиальный путь. Моргот на севере, родина в опасности, враги сожгли родимый Химринг - все эмоции, возникающие в данном случае, вполне понимаемы и постигаемы нашим сознанием, человеческим, а потому просты к исполнению.

С ходу сформулировать альтернативу не возьмусь, ибо а) нолдо не писатель, нолдо читатель; б) мысль довольно эфемерна и на уровне личных ощущений.
Но за себя скажу, что из двух "прорывов", имевших место в моей игрово-мистериальной практике, заслуга Врага есть максимум в половине одного из них.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2004-07-13 08:05 pm (UTC)
В моменте с уходом? Сколько угодно. Одни феаноринги там чего стоят... Только момент сам по себе "прорывным" не бывает. Нужны те, кто сделает мистерию - она, видите ли, самостоятельны вырасти не может.
И заслуга в успехе мистерии всегда принадлежит тем. кто эту мистерию сделал. Давайте, наконец-то, разделять глубокий, дающий "по мозгам" вролинг и мистерию. Это разные вещи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doe_john
2004-07-14 06:12 am (UTC)
Я как раз разделяю глубокий вролинг и тот самый "прорыв" (под последним понимаю кардинально новый эмоциональный опыт, кратковременный переход души на новый уровень, так сказать). И все, что я говорю, именно к "прорыву" и относится.

Про феанорингов в Нарготронде спорить не буду, хотя и испытываю острое неодолимое желание. Но это, в любом случае, уход от темы в сторону.

Собственно, взъелся я вот почему: внутренний мир квенди (нолдор, если сужать рамки) не ограничивается борьбой с Врагом. Более того - когда он начинает сужаться до этих пределов, это неправильно, суть результат Искажения. Все-таки все нолдор - в первую очередь Творцы.
А если говорить, что мы способны достичь духовного скачка при глубоком вживании в роль нолдор только моделируя борьбу с Врагом - так может нам вообще, как Вы писали в предыдущем страшном посте, нолдор не играть? Потому как такой подход - это профанация и принижение образа чистой воды.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: celebnor
2004-07-15 08:32 am (UTC)
Ты это, наших не трожь, а то выискался, тоже мне "Чистый"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eglenn
2004-07-13 07:11 pm (UTC)
В общем соглашусь, но как штатный, блин, таскин и. о. Мелькора, донельзя затрахавшийся обслуживать жаждущих прорыва , скажу - грош цена таким нолдор, кому для возвышения своей души нужен Враг.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ronya
2004-07-13 07:40 pm (UTC)
Как великолепно сказано! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tincas
2004-07-13 08:07 pm (UTC)
1. Анжела, не забывай, что возвышение души нужно не нолдор, а игрокам. Им, блин, тоже надо преодолеть косную материю мира. Знаешь другие методы - предлагай.
2. Подход учел. Постараюсь с тобой как и.о. Врага на играх не пересекаться.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: doe_john
2004-07-14 06:05 am (UTC)
Насчет грош цена таким нолдор - ППКС.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: myrngwaur
2004-07-13 08:37 pm (UTC)
Складно сказано, отец Варлаам (с).

Черт, а Вы игру сделать не думаете? Я б поехал, кабы взяли. Жуть до чего правильный подход к вопросу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2004-07-14 06:53 am (UTC)
Я точно не собираюсь. Практика показывает, что мастер из меня паршивый.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: odna_zmeia
2004-07-15 01:44 pm (UTC)

С работы, очень бегло

Тинкас, я могу это сформулировать проще? Не хочешь ли ты сказать, что для нормальной полноценной игры нужен просто-напросто конфликт, а иначе выйдет борьба хорошего с лучшим? Т.е. нужен некий элемент противостояния, двигающий сюжет, неважно Враг или враг, или какие-то еще внешние обстоятельства.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nartin
2004-07-30 10:11 am (UTC)
Я правильно понимаю, что на "игре с глубоким вролингом" для получения результата хватит внутренней силы человека, а в игре-мистерии длоя того же самого обязательно нужен внешний пинок?
(Reply) (Thread)