?

Log in

No account? Create an account
...ты вязью прекрасной укрась клинок, и дважды пометь именем Тюра... - Нолдорская казарма [entries|archive|friends|userinfo]
Тинкас

[ website | Барад Эйтэль ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

...ты вязью прекрасной укрась клинок, и дважды пометь именем Тюра... [Aug. 21st, 2007|03:03 am]
Тинкас
[Tags|]

Несколько заполночь разговорившись с женой, вышел на любопытную для себя мысль:
В скандинавском пантеоне прослеживается неколько "волн" богов. Так, вполне очевидно, что первоначально главой пантеона был Тор, а Один стал во главе Асгарда сильно поздно - когда викинги начали ходить дорогой Ньерда на оленях королей моря добывать пламя вод. Между Одином и Тором стоят еще несколько имен, среди которых мне сейчас наиболее интересен Тюр.
Тут изменения прослеживаются буквально что невооруженным глазом - сперва был судьей справедливым, потом потерял право зваться миротворцем. Понятно, что предавший доверие (пусть даже и доверие чудовища) не может быть богом справедливости - и в пантеоне появляется сын Бальдра и Нанны, Форсети (кстати: огромное количество кенингов и копье Гунгнир, судя по всему, Один унаследовал от Тюра). Но если Тюр судил по праву меча и воли, то Форсети - председатель тинга и хранитель его законов. Этакий воплощенный дух демократии, удивлен, почему Штаты не использовали его образ.
Так что победное шествие демократии - это признак изменения мира, признак исчезновения из него личной чести. Можно, наверно, даже сказать - демократия обезличивает.
"... И потому Тюр однорукий, и не зовут его миротворцем...." ©

Тюр теряет руку
linkReply

Comments:
[User Picture]From: klen15
2007-08-21 12:22 am (UTC)
ДА, согласен.. Скандинавы вообще были веселые ребята... под стать своим богам...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sichan
2007-08-21 04:09 am (UTC)
"Тюр, миротворец - и тот однорукий" (с) :)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: estera
2007-08-21 05:00 am (UTC)
Можно, наверно, даже сказать - демократия обезличивает.

Дык на то и задумана... в идеале. Чтоб бесчестный случайно так не стал миротворцем по праву тяжелой палки. Но со временем бесчестные научились обманывать и тинг.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-08-21 09:39 am (UTC)
Чтоб бесчестный случайно так не стал миротворцем по праву тяжелой палки.

Иракцы внимательно слушают ;-)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: estera
2007-08-21 09:53 am (UTC)
А отношения США с другими странами - демократичные? По отношению к другим странам Штаты типичная деспотия. А внутри страны - именно то, о чем я написала фразой ниже: "бесчестные обманывают тинг" :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: xeisx
2007-08-21 09:24 am (UTC)
"Есть в демократии что-то такое до чего неприятно касаться рукою..."
© Ю. Шевчук
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: veber
2007-08-21 09:24 am (UTC)
Насчет обезличивает и усредняет - это да. А вот насчет личной чести - а почему? Я просто не очень поняла, что ты под этим подразумеваешь?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-08-21 09:38 am (UTC)
Потому что Тюр - это честь и благородство, в первую очередь. Суждение по праву личной "доблести". Когда все это закончилось - случились Форсети и демократия.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2007-08-21 12:41 pm (UTC)
М-м, все равно не совсем понимаю. Ты имеешь в виду, что Тюр имел право судить, потому что он был самый доблестный? И судил, соответственно, соотносясь со своими понятиями, тогда как Форсети судил по праву того, что председательствовал на тинге, а соотносился с мнением тинга и законами, которые устанавливал опять же тинг?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tavia_
2007-08-21 02:00 pm (UTC)

Как я это понимаю:

Думаю, тогда понятие Закон было сакральным. Тюр был Законом, он воплощал Закон и потому был прав. Обманув Фенрира, он перестал быть правым (характерно, что он потерял именно правую руку) и потому перестал быть Законом. Поэтому после него законы уже выводились из мнения тинга и старых правил, а не из высшего права.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2007-08-21 02:16 pm (UTC)

Re: Как я это понимаю:

А. Понятно. Это интересная мысля, жаль, что я сейчас уезжаю, мне бы хотелось подумать и поговорить об этом. Надо будет не забыть ее до возвращения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tavia_
2007-08-21 02:04 pm (UTC)
Кстати, Форсети считается богом, разрешающим споры и возвращающим согласие. То есть он скорее бог компромиссов, нежели справедливости.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2007-08-21 02:17 pm (UTC)
Что, пожалуй, характерно. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-08-21 02:22 pm (UTC)
Я потому и сказал про демократию.
Справедливость - понятие личностное, требует волевого руководства. А принятие решений группой подразумевает компромиссы. Поэтому бог тинга Форсети - демократ, а Тюр - личность авторитарная.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sveinhild
2007-08-21 04:06 pm (UTC)
хм..интересно. Пойду углублюсь в источники.
подумаю..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arilou
2007-08-22 09:22 pm (UTC)
Да, примерно так оно и.
Демократия – это, типа, власть народа, толпы. Какие там, право слово, в толпе личности?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hronist
2016-05-24 07:10 pm (UTC)
Посмотреть бы как изменение традиции коррелирует с изменениями политической и общественной жизни.
Увы, археология, кажется, для того региона таких данных не даст.
Но, думается мне, что смена факторов обозначавших власть судьи в пантеоне не на ровном месте поменялась.
Ну и да..., Штаты уже потому не должны были использовать Тюра, что тогда выходило бы, что Капитан Америка в Гражданской войне плохищ и Право Меча может быть выше права большинства. А это тема не для них.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2016-05-24 07:22 pm (UTC)
Викинги периода Тюра как верховного божества плохо копаны, увы :(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hronist
2016-05-24 08:07 pm (UTC)
Там ещё пойди вычлени тот пантеон из орнаментики и сюжетов, буде они и есть.
(Reply) (Parent) (Thread)