?

Log in

No account? Create an account
Крымская война: операции флота в Черном море. - Нолдорская казарма [entries|archive|friends|userinfo]
Тинкас

[ website | Барад Эйтэль ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Крымская война: операции флота в Черном море. [Apr. 23rd, 2007|03:30 pm]
Тинкас
[Tags|]
[music |Доброе утро, Вьетнам...]

Начало здесь.


Итак, к концу 1853 года Турция, по большому счету, проиграла войну. Если смотреть по ВМФ, то один Синоп обошелся Турции примерно в пятую часть всего турецкого флота. Пора было подписывать капитуляцию...
Но тут в Европе началось шевеление - Франция и Англия обеспокоились положением Турции. 23 декабря 1853 (4 января 1854) франко-британский флот вошел в Черное море "для защиты берегов Турции и судоходства". Тем самым русский флот был заперт в Севастополе - сил бороться с этой эскадрой у него не было. В ответ на это враждебное действие Россия объявила войну Англии и Франции. Затем, 15-16 (27-28) марта, Франция и Британия объявили войну России. 29 марта (10 апреля) был подписан Лондонский трактат - практически, Франция, Британия, Турция и (позже) Сардиния объединились против России. Да плюс к тому там еще и Австрия поучаствовала полуофициально...
На тот момент Российский флот на Черном море представлял из себя следующее: 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 16 корветов и бригов, 7 пароходо-фрегатов, 32 транспорта и 82 мелких корабля. Союзная эскадра имела втрое больше военных судов, из них около 70 имели паровой двигатель.
Первое крупное столкновение случилось 1 (13) апреля 1854, когда английский пароход попытался провести разведку Одесской гавани и был отогнан огнем 6 импровизированных береговых батарей. 10 (22) апреля 28 вымпелов союзного флота подошли штурмовать Одессу и начали перестреливаться с 6-й батареей (4 крепостных орудия). Итоги - поврежден союзный фрегат, высадка отбита картечью. Затем союзники попытали счастья с другими батареями; в итоге в Варну на ремонт отправилось 4 фрегата, а русские потери составили 9 купеческих кораблей, сгоревших в гавани. 30 апреля (12 мая) все у той же Одессы был уничтожен первый за компанию пароход - английский "Тигр" в условиях утреннего тумана сел на мель. Огонь артиллерии вынудил его спустить флаг; 225 человек пленных увезли в Одессу, само судно пришлось взорвать - подходили еще 2 английских парохода, и утащить трофей в гавань не представлялось возможным. В общем, все шло весьма и весьма неплохо...
Но 1 (13) сентября, около 10 утра, 34 линейных корабля и 55 фрегатов, а также великое множество транспортов с десантом показались неподалеку от Севастополя.
Есть два распространенных, но странных мнения:
1. Корнилов и Нахимов решили, что флот затопить надо, и срочно.
2. Корнилов и Нахимов не хотели топить флот, но большинство капитанов высказалось за этот вариант ведения войны. (Так себе и представляется выбор плана баталии путем таяного или явного голосования!)
Как оно было на самом деле: едва завидев дымы на горизонте, Нахимов поднял сигнал "Приготовиться к походу". Выйти сразу же он не мог - ветер был НВ или Н, что не позволяло наброситься на растянувшуюся колоннуу союзников и устроить им "второй Синоп". 9 (21) сентября Корнилов собрал совет офицеров и изложил свое видение дальнейших действий. Если вкратце - "выйти в море и накостылять оборзевшим европейцам". По мнению адмирала, для этого были все условия - флот союзников стоял на якорях в беспорядке и совершенно не ожидал удара русских парусников. Офицеры, однако, идеей не прониклись - что никоим образом не отразилось на намерении Корнилова. "Готовьтесь к выходу; будет дан сигнал, что кому делать".
Но увы - Корнилов отправился к князю Меньшикову, главкому Крымской армии, за визированием приказа. А тот приказал затопить суда в фарватере и тем самым воспрепятсвовать входу на рейд Севастополя вражеской эскадры. Адмирал попытался поспорить, князь пригрозил выслать строптивца в Николаев... а оставить Севастополь Корнилов позволить себе не мог.
На рассвете 11 (23) сентября началось затопление гордости России...

На дно ушло 5 линейных кораблей из 14 и два фрегата, остальные корабли были оставлены для поддержки армии во время осады.
5 (17) октября началась первая бомбардировка Севастополя - единственная, в которой принял участие флот союзников. В ходе пятичасовой артдуэли корабли эскадры получили такие повреждения (потери, по некоторым источникам, составили 500 человек и 9 судов), что больше их для артналетов не привлекали. Это и неудивительно - стрелять союзники, откровенно говоря, не умели: вместо того, чтобы пристреливаться, они сразу же начали сажать залпами по берегу с достатчоно большой ( 6-7 каб., это примерно 1000-1300 метров) дистанции.
Во время этой бомбардировки на Малаховом Кургане был убит вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов. Говорят, что его последние слова были "Отстаивайте же Севастополь!". Позже, 7 (19) марта 1855 года, на том же Малаховом Кургане погиб участник Синопского дела контр-адмирал Истомин. И еще позже, 28 июня (10 июля) там же был смертельно ранен адмирал Павел Степанович Нахимов. Через два дня он скончался.
Тем временем у союзников множились небоевые потери - один шторм 14 ноября обошелся им в десяток затонувших судов (большей частью, правда, транспортов).
Во время осады из русских кораблей активно действовали пароходофргетаты ("Владимир", Херсонес" и прочие). Парусные суда тоже стреляли, но заметно меньше.
Итак, 27 августа (8 сентября)1855 года южная сторона Севастополя была оставлена. Русский флот, еще остававшийся в гавани, был частично сожжен, частично затоплен.


В феврале-марте 1856 года был заключен мирный договор.
В результате Крымской войны России запрещалось укреплять Аландские острова (это на Балтике) и иметь военный флот на Черном море (Турции. кстати, тоже). Плюс к тому - значительные территориальные потери, Молдавия, Валахия и Сербия оказались под "коллективным протекторатом великих держав" (ничего не напоминает?)...
После франко-прусской войны 1870 года Российская Империя в одностороннем порядке перестала выполнять условия Парижского договора и начала восстанавливать Черноморский флот.

Апдейт: в 1873 был построен броненосец "Новгород" - первый из т.н. "поповок". Вот картинка:


Собственно, это такой большой плот с орудиями.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: alwin
2007-04-23 11:36 am (UTC)
По последней фразе - в принципе, денонсация Парижского договора к восстановлению флота жёстко не привязана. Тут надо либо раньше считать, с поповок, либо позже, с закладки и ввода в строй черноморских броненосцев.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-04-23 11:51 am (UTC)
Да, про "Новгород" и "Вице-адмирал Попов" я забыл. 1863 год, убедил. :-)
Хотя военная ценность этих плавбатарей сомнительна. Это в лучшем случае броненосцы береговой обороны, мореходность у них никакая.
Вот "Петр Великий" - да, это удачное детище Попова.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alwin
2007-04-23 12:02 pm (UTC)
Нет, я просто к тому, что именно восстанавливать ЧФ начали не в 1870.

Если понимать под "восстановлением" строительство корабликов с пушками - то 1863.
Если строительство мореходных корабликов с пушками - то 1882, с принятием Двадцатилетней программы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-04-23 12:07 pm (UTC)
Я и говорю - убедил. Не 1870, а 1863 год. Наглое нарушение Парижского договора Российской Империей. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alwin
2007-04-23 12:11 pm (UTC)
Я склонен считать, что 1882. :))
То, что построили в 1863, конечно, было очень прикольное, но по сути являлось плавучими батареями. %)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-04-23 12:21 pm (UTC)
А первые фрегаты - это как раз 70-е годы вроде бы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alwin
2007-04-23 12:28 pm (UTC)
Не помню, честно говоря. Помню, что безбожно протупили с кораблестроительными мощностями в Николаеве, в результате чего и поповки строили долго, и потом Двадцатилетнюю программу осуществляли с немалыми трудностями.

Ты вспомни, что у России было на 1877 год на ЧМ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-04-23 12:39 pm (UTC)
Так поповки (Новгород как минимум) строили на Балтике и везли в полуразобранном виде через всю страну, разве нет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-04-23 12:23 pm (UTC)
Кроме того, все равно нарушение - потому как безусловно корабль, а по договору XV оставалось свободным от ВМФ любых держав.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alwin
2007-04-23 12:24 pm (UTC)
Они официально считались плавбатареями, так что турки протестов не предъявляли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-04-23 12:27 pm (UTC)

Смотри что я в Сети нарыл на эту тему:

"Почти одновременно с высочайшим повелением о постройке "поповок" последовала официальная отмена некоторых статей Парижского трактата, запрещавших военное судостроение на Черном море. В связи с этим в Морском министерстве сразу же возник вопрос: следует ли на первое время ограничиться постройкой "поповок" или же немедленно приступить к строительству ставшего уже традиционным броненосного флота. Остановились на "поповках". Слишком слабая судостроительная база не позволяла реализовать большую программу." ©

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alwin
2007-04-23 12:32 pm (UTC)

Re: Смотри что я в Сети нарыл на эту тему:

Это ты спутал, а я автоматически повёлся. :)

"Новгород" был спущен в 1873, а "ВА Попов" - в 1875, уже после отмены статей Парижского трактата. Но они всё равно проходили как плавбатареи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-04-23 12:38 pm (UTC)

Re: Смотри что я в Сети нарыл на эту тему:

Ага, я лох:
"Еще в 1863 году в Морском министерстве поднимался вопрос о постройке на юге России окованных броней плотов, плавучих батарей и мониторов для защиты входов в Азовское море и в Днепро-Бугский лиман. Но тогда по политическим соображениям и из-за отсутствия на юге судостроительной базы от этой идеи отказались."

Но тогда мой первоначальный пост был верен - как раз после франко-прусской все и началось. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alwin
2007-04-23 12:42 pm (UTC)

Re: Смотри что

Ну, всё равно могли бы и побыстрее.
Я всё-таки считаю, что спуск на воду двух плавбатарей - не возрождение флота, и русско-турецкая война, во время которой турки безраздельно господствовали на ЧМ, это наглядно продемонстрировала.

Вообще протупили страшно, конечно. Фактически на 20 лет забросили развитие судостроительной инфраструктуры на ЧМ, и только после денонсации трактата спохватились.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tincas
2007-04-23 12:51 pm (UTC)

Re: Смотри что

Угу. Но в принципе эпоха могущества российского флота закончилась в 1830-х.
Потом еще был шанс удержаться в составе морских держав в начале века, но увы - одна мина и один снаряд все испортили.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2007-04-23 12:21 pm (UTC)
Очень интересно.
(Reply) (Thread)